Главная » » 2015 » 2015_04

01.10.2017, 03:41

English

УДК 72.03(470/1/2)
DOI: 10.12737/14528

САЕНКО Наталья Ряфиковна
Российский государственный университет туризма и сервиса (г. Москва, Российская Федерация), д-р филос. наук, доц.; e-mail: rilke@list.ru


СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ


Статья отражает особенности экспозиций музеев под открытым небом в контексте социокультурных изменений конца XX – нач. XXI вв. Приведены авторские интерпретации этнографического, художественно-биографического, военно-исторического и маргинального постмодернистского скансенов, на основе которых показаны основные трансформации, произошедшие с идеей музея данного типа. C культурологической точки зрения определяются ответы изменяющегося музея на вызовы изменяющегося общества. Сравнительному анализу подвергнуты Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, Площадка боевой техники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дрвенград (Сербия). Выявление скансенологических характеристик в абсолютно разных музеях заставляет определять скансен как актуальный способ бытования музея в современности. Скансен уникален тем, что предлагает посетителю погружение одновременно в несколько семиотических систем.
Создание скансенов и процесс скансенологизации музеев иного типа совпали со структурными изменениями в экономике, культуре, социальной сфере XXI столетия. Они явились отражением тенденций развития современного общества в музееведении. Особенности развития постсовременного общества во многом определяют практическое воплощение идей создания музеев нового типа – скансенов. Скансен сегодня претендует на автономную социальную институализацию, его среда, и его функции уникальны. Это уже не музей в классическом понимании. Скансен в первую очередь – смысловая среда, предлагающая посетителю отказаться от роли пассивного зрителя, втягивающая человека в активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации и собственных умений.

Ключевые слова: музей, музей под открытым небом, скансен, скансенология, интерактивность, культурология музея.


Список источников: 

1. Иванова О.Н., Саенко Н.Р. Музееведение. Saarbrucken: Palmirium Academic Publishing, 2012.
2. Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №1(61). С. 59–63.
3. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. URL: http://www.sholokhov.ru (Дата обращения: 15.10.2015).
4. Давыдов А.Н. Десятая конференция Ассоциации европейских музеев под открытым небом // Советская этнография. 1983. №4. С. 134–137.
5. Ланг М. Концепция музея под открытым небом как вечно развивающегося организма // Проблемы развития этнографических музеев под открытым небом в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 2006. С. 4–14.
6. Музей-заповедник «Старая Сарепта». URL: http://altsarepta.ru (Дата обращения: 15.10.2015).
7. Пермиловская А.Б. Живая среда музея под открытым небом как форма организации памяти в современной культуре России и Западной Европы // Обсерватория культуры. 2011. №1. С. 78–81.
8. Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №5(43): в 3-х ч. Ч.I. C. 144–146.
9. Прохоров М.Ф. Бородинское поле: музей под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №4. С. 12–16.
10. Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2011.
11. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: дис. … канд. культурологии. СПб., 2005.
12. Современная скансенология: теория и практика. Материалы Международной научной конференции, посвященной 30-летию со дня открытия Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Архангельск: Солти, 2004.
13. Тихонов В.В., Ладейщикова Е.Р. Скансенологическая практика сохранения городской историко-культурной среды Предбайкалья // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2014. №18. С. 120–127.
14. Центральный музей Великой Отечественной войны. URL: http://www.poklonnayagora.ru (Дата обращения: 15.10.2015).
15. Chaykowski E. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. Sanok, 1984.
16. Drvengrad – Küstendorf – Mećavnik. URL: http://mecavnik.info (Дата обращения: 15.10.2015).
17. Nordenson E. Skansen During 100 Years // Report 15 the Meeting. Skansen 1891–1991. Sweden. Association of European Open Air Museums / Ed. by M. Janson, Chr. Zeuner. Kristianstad, 1993. P. 51–55.


Библиографическое описание статьи: 

  • Саенко Н.Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4. С. 23-30. (DOI: 10.12737/14528).
  • Saenko, N. R.  (2015). Modern transformations of an idea of an open-air museum. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 23-30. DOI: 10.12737/14528. (In Russ.).

Просмотров: 14
Всего комментариев: 0
avatar